Сразу анонсирую, что у этой темы будет продолжение с разбором методов езды, потому что боковой и порывистый ветер так обескураживает мотоциклистов, что этот вопрос актуален не менее, чем та же езда ночью или поездки в дождь.
"Как ездить на мотоцикле в дождь?"
"Ночная езда на мотоцикле, что нужно знать об этом?"
Ветер пугает мотоциклистов внезапностью и силой воздействия, аналогично с воздушной волной от крупногабаритного транспорта. Ты едешь и все вроде в порядке, как вдруг тебя ударяет в бок с силой пушечного ядра и буквально переставляет с полосы на соседнюю. Шутка? А вот многим не до смеху. Владельцы тяжелых мотоциклов довольно усмехнутся, пойди подвинь мой диванный крейсер, но мы с вами знаем, что дело в силе ветра, его направлении и переменчивости.
Что нужно учитывать при сильном боковом ветре?
- Характер местности
- Продолжительность ветра
- Направление ветра
- Дополнительные факторы
Характер местности
Казалось бы, элементарно, выезжаешь на открытый участок из заветрия и будь готов к боковому ветру, даже если специального знака не стоит. Очевидный закон природы. Но многие не обращают внимание на подсказки от окружающей среды, а потом удивляются, почему так неожиданно оказались с центра полосы на ее обочине.
Сильные ветра следует ожидать также на прибрежных трассах. Если вы знаете, что ваш путь лежит вдоль залива или большого озера, то нужно заранее готовиться к ветрам.
Городской ландшафт создает условия для сильных завихрений потоков воздуха. Здесь в топе опасных мест конечно же скоростные магистрали и мосты.
Продолжительность ветра
Принято различать ветер постоянный и порывистый. К постоянному ветру привыкаешь и воспринимаешь его, как неприятную помеху, а вот шквальные ветра дело серьезное. Пилоты порой банально не готовы к их началу и прекращению.
Чтобы компенсировать отклонение мотоцикла, водители прикладывают усиление в наклоне, сопротивляясь давлению воздуха. Если вы привыкаете к этому, а потом ветер внезапно стихает, образуется ощущение секундного провала. Такое "падение" порой выбивает из колеи.
Направление ветра
Хорошо, мы смирились с тем, что впереди погодка не из лучших. Направление ветра не менее важно его силы. По излюбленному закону физики, главное не с какой силой воздействовать, а как. Точка приложения в данном случае – мотоцикл с водителем (плюс возможный пассажир).
При боковом ветре поток ударяется в корпус и чем больше боковая плоскость мотоцикла, особенно закрытого сплошным пластиком, тем сильнее ветер на него воздействует.
При попутном ветре проблем меньше, разве что кто-то легче работает газом, да больше внимания на тормоз.
Встречный ветер, как в той поговорке, которую знает любой мотоциклист. Ветер в…визор, ну вы поняли. Встречный ветер настолько привычен пилотам, что даже вопросов не возникает, спрятался под ветровым стеклом – ты в домике. Инженеры, конструкторы, технологи и механики не даром работали над аэродинамикой мотоциклов, чтобы встречный ветер не становился проблемой.
"Аэродинамика мотоцикла - из чего она складывается?"
Дополнительные факторы
Мы каждый раз думаем о том, что ветер влияет только на устойчивость мотоцикла, но забываем о вспомогательных факторах:
- Сильный боковой ветер влияет на передачу звуковых сигналов. Поэтому если вам кто-то посигналит при шквальном ветре, услышите ли вы его? Как знать. А услышат ли ваше приближение другие водители, когда вы полагаетесь на звук прямотока?
- Иногда мотоциклисты думают, что могут спастись от сильного бокового ветра за крупногабаритным транспортом. Но как мы уже сказали, чем больше площадь, на которую действует ветер, тем большая сила к ней применяется. Транспорт с крупногабаритным кузовом, особенно фуры, автобусы или прицепы - опасны, так как могут опрокинуться или резко отклониться без воли водителя.
- Шквальный ветер выносит на проезжую часть разный мусор. Вероятность, что в движущиеся части мотоцикла прилетит что-либо увеличивается в разы. К слову, выносит ветром не только мусор, ветки. Ветер поднимает всю дорожную пыль, которая копилась по краям полос в погожие дни.
- Последнее, что хочется заметить: ветер отвлекает пешеходов. Вы едете и думаете, как бы скорректировать свою траекторию, а пешеход идет и думает о том, что ему в глаза летит пыль, что у него сносит головной убор или рвет пакеты в руках.
Вывод:
Шквальный ветер озадачивает не только пилотов мотоцикла, но и отвлекает внимание пешеходов. Водителю нужно следить за траекторией мотоцикла, а так же за состоянием дорожного полотна. Шквальный ветер является подсказкой о возможной перемене погоды, рельеф местности или города указывает на более сложные участки маршрута, где можно заранее ожидать усиление потока воздуха.