+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00
  • Главная
  • Блог
  • Dyneema в мотоэкипировке — вы могли этого не знать

Dyneema в мотоэкипировке — вы могли этого не знать

10 января 2020
5265
3 минуты на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Мы много говорим о технологиях, которые призваны сделать жизнь мотоциклистов безопаснее, удобнее, а еще уменьшить нагрузку на экологию. Многие производители композитных тканей стремятся заметить традиционные материалы, такие как кожа, на передовые, потому что они требуют меньше ресурсов на создание конечного продукта, им нужно меньше энергии на обработку, а главное - они служат дольше. Это в свою очередь помогает сократить выбросы углерода и количество отходов.

У мотоциклистов на слуху такие материалы как: 

"Кевлар — материал, который защищает мотоциклистов"

"Кордура — что это и чем выгодна мотоциклистам"

"У кожаной экипировки появился достойный конкурент"

Но есть еще одна запатентованная марка, которая делает жизнь мотоциклистов, спортсменов, туристов и военнослужащих в разы безопаснее - Dyneema. Мы привыкли связывать ее с джинсовой тканью, ведь именно в мотоджинсах волокна Dyneema переплетаются для большей прочности чаще остальных. Но вы будете удивлены, ведь эти волокна присутствуют даже в мотошлемах. 

Что такое Dyneema®?

Сверхвысокомолекулярный полиэтилен. Его так же называют - термопластичный полиэтилен. Это означает, что фактически материал попадает в радиус определения пластика: он "послушен" и поддается формовке выше определенной температуры.  Температурой плавления считается 135-190 °С.  Но он затвердевает при охлаждении во многом как и металлы. Dyneema отличается от металлов тем, что после охлаждения не становится жестким и хрупким, а сохраняет меру, аналогичную обычным текстильным изделиям. Это конкретное сочетание факторов означает, что материал является чрезвычайно гибким, но сохраняет невероятную  прочность. Отсюда известные пользователям сравнения со сталью. 

Dyneema была обнаружена в ходе исследований полиэтилена случайно еще аж в 1968 году. Химик, доктор Альберт Пеннингс, работавший на DSM (теперь это производитель материала под торговым знаком Dyneema®), в результате своих экспериментов получил волокно, которое не смог разорвать.

Нужно заметить, что у Dyneema есть аналоги. Гоночная лодка America3 использовала похожую ткань под названием Cuben Fiber в своих парусах, когда выиграла Кубок Америки в 1992 году. DSM выкупила компанию производителя этого материала и объединилось в общее производство, но другие производители аналогичных материалов остались. Их можно отыскать под названиями: Teijin (Endumax), Ticona, Braskem, и Mitsui.

В промышленности производство волокна началось в 1970х годах по методу синтеза волокон -  «гель-прядение» или другими словами -  «гель-формование». По технологии исходный материал помещают в растворитель декалин. Затем выдавливают в водный раствор и получившийся гель обрабатывают при температуре от 100 градусов. Материал вытягивают, а излишки растворителя убирают. В процессе молекулы закручиваются в волокна, теряют при этом межмолекулярные связи и приобретают почти параллельную ориентацию молекул, что в сумме со сверхвысокой молекулярной массой придает волокнам столь уникальные свойства.

Волокна могут быть сплетены в единую ткань или добавлены в другие изделия. На сегодняшний день Dyneema, как и кевлар находит применение практически во всех сферах деятельности человека. Производитель снял интересный ролик, в котором показывает пользу материала для мотоциклистов. Видео советую посмотреть, так как здесь показаны моменты производства материала, да и сам формат очень похож на ролики Icon.

Свойства Dyneema

Очень важно учитывать, какой процент волокон содержится в экипировке и с какими материалами они комбинируются. Можно заметить, что Dyneema встречается в той же экипировке, что и кевлар. Делюсь наблюдением. Некоторые мотоциклисты переживают, что текстильная экипировка может обуглиться во время трения в скользячке и повредить кожу пилота. Так как у Dyneema в характеристиках указано плавление при температуре от 135 градусов, то производители советуют быть аккуратнее, если температура превышает 100 градусов - материал становится пластичнее. Поэтому сочетание с кевларом, который таких бед не знает, делает мотоджинсы очень выгодными для мотоциклистов, ведь оба эти волокна имеют более чем хорошие показатели на истирание и разрыв.

Другие характеристики Dyneema:

  • Устойчивость ко многим агрессивным химическим веществам и ультрафиолету
  • Чрезвычайно устойчив к истиранию и на разрыв
  • Водонепроницаем 
  • Достойный уровень морозостойкости
  • Нет эффекта памяти материала
  • Легкий материал

В какой еще экипировке нужно искать Dyneema?

Если вы думаете, что сверхвысокомолекулярный полиэтилен может быть только в верхней одежде или тканной экипировке, то вы ошибаетесь. Военная промышленность нашла применение материалу в шлемах и касках. А как я уже говорила, от военной промышленности до защитной экипировки мотоциклистов не далеко, инженеры быстро все берут на свое вооружение ради безопасности мотоциклистов. Просматривая мануалы к шлемам Icon, которые становятся завидным примером использования прочных волокон, можно обнаружить в составе Dyneema.

Например Icon Variant Pro Construct обратите внимание на строение по слоям, под номером два видим Dyneema, которая делает шлем заметно легче, не отнимая прочности в результате.

 

 

Оцените статью
1 оценка
Комментарии
Пока нет комментариев
без выходных пн-вс 11:00-21:00