8 (800) 555-24-78
8 (800) 555-24-78
Обратный звонок
профессиональная консультация
м. Авиамоторная, ТРК СпортЕХ
без выходных пн-вс 11:00-21:00
  • Бережно упакуем
    быстро отправим заказ
  • Лучшая консультация
    по мотоэкипировке
  • Актуальные цены
    и наличие товара
  • Возврат и обмен
    по любой причине
  • Гарантия и документы
    для страховой

Скользячка - игра в баланс

28 ноября 2017
30
4 минуты на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Ею пугают всех начинающих и опытных мотоциклистов. О ней говорят новички и пилоты гоночных треков. Она та, из-за кого приходится покупать новый экип, чинить мотоцикл и зализывать раны. Еще не догадались?

В разговорном сленговом языке плотно прижилось понятие, описывающее падение с последующим скольжением. Именно от этого процесса трения техники и собственного тела под действием скорости родилось понятие «скользячка».

253911.jpg 

Большинство мотоциклистов готовы до хрипоты спорить на разные темы, от преимуществ кардана над цепью, до влияния формы зеркал на аэродинамику, но не все хотят обращать внимание на то, как много разных понятий объединяют в одно слово – скользячка. А ведь понимание механики процесса падения может спасти от глупых ошибок.

Предлагаю вам дискуссию, чтобы разложить по полочкам некоторые термины, так часто смешиваемых в одно.

Падение с мотоцикла, это всегда потеря баланса. Когда мы теряем его на скорости, это происходит по многим причинам. В английском языке есть два полезных термина:

  • Highside (хайсайд)
  • Lowesider (лоусайд)

Хайсайд отличается перелетом через мотоцикл. Ихмо – пилот выбрасывается из седла в следствии резкого восстановления сцепления заднего колеса с поверхностью. Основные травмы получают именно от удара об асфальт или при падении на мотоцикл. 

a0a62868d3adbf42dfe4b64bfe0c660c.jpg

Смысл в том, что водитель по инерции падает впереди мотоцикла, а тот тут же следом. Это значит, что кроме первых ранений реально получить в довесок сильнейший удар от мотоцикла, который в силу собственного веса неизбежно догонит пилота. Здесь в основном страдают руки, ноги, спина. Дело в том, что когда пилота подкидывает, велика вероятность зацепиться за руль или зеркала, но если вам не повезло, то груда железа, которая когда-то была вашим мотоциклом догоняет всей своей массой в спину. Почему? Потому что при любом падении вперед человек инстинктивно выставляет руки перед собой, пытаясь хоть как-то ориентироваться в пространстве и остановить калейдоскоп из асфальта, неба и мельтешащих машин/мотоциклов. Для этих целей на ваших перчатках всегда максимум усилений на боковых частях ладоней, а иногда и сшитые вместе мизинцы с безымянными пальцами.

Лоусайд это то, что в 99% понимают под классической скользячкой. Типичное падение на бок с последующим стиранием всех частей тела и пластика о дорожное покрытие. В Лоусайд частенько падают при попытке пройти поворот, когда нет возможности справиться с ситуацией и легче положить мотоцикл на бок, чем оказаться выкинутым центробежной силой, в него же перескакивают из хайсайда, что менее травмоопасно. При падении лоусайд мотоцикл заваливается, скользит по инерции, а пилот буквально тащится следом. 

В данном случае ваши травмы в первую очередь будут вызваны скольжением. Если в момент падения мотоцикл не зажал вашу ногу, то вам необходимо как можно больше удалиться от мотоцикла, всячески цепляясь за асфальт, чтобы не влететь в груду железа, когда она остановится. 

ec68858aaacae8691a55f3082270d3cd.jpg

При лоусайде сильно страдают колени, локти и плечи. Отдельной темой проходит голеностоп. Если на вашем мотоцикле нет защитных дуг и вообще у вас май, поэтому вы выехали в сланцах…сочувствую. Уходя в скользячку, многие рефлекторно пытаются спасти ситуацию поиском точки опоры на ногу, тут то и оказывается, что с инерцией не поспоришь.

Юз

Это понятие мы используем в контексте торможения. Мол выжал я тормоз, а колесо заблокировалось и пошло юзом. Важно понимать, что юзом мы двигаемся только по прямой, потому что когда так происходит, потери сцепления покрышки с поверхностью дороги - нет. Нас начинает водить прежде всего из-за блокировки колеса, может проявиться так называемый «воблинг», а дальше три варианта развития событий: 

  • Резкая стабилизация, если мы отпустили тормоз, например, моментальное сцепление колеса и пилот уже ласточкой вылетает с насиженного места.
  • Замедление скорости, как следствие падение на бок.
  • Вовремя сориентировались, отделались испугом и пачкой валидола.

Если  мы говорим о падении в повороте, то это или ЗАНОС, когда одна из осей отклонилась от нормы, или СНОС, когда оба колеса потеряли сцепление с поверхностью.

bc85a20cc3867899a7020b990e8ffa45.jpg

Оговаривать действия в подобных ситуация, я пока не буду, по той причине, что они всегда упираются в частные случаи связанные с:

  • Работой тормозом
  • Работой газом
  • Оценкой дорожной ситуации при маневрах

Отдельно хочу сделать акцент на понимании, что любые падения связаны не только с действиями пилота, но и с конструкцией самого мотоцикла. Важно учитывать, почему в одних случаях вас может буквально катапультировать с мотоцикла, а в других торможение приведет чуть не к отрыву заднего колеса, и вы снова броситесь в объятия асфальта.

Конструкция любого мотоцикла, это не просто баланс двигателя с пилотом между колес. Амортизация на переднее и заднее колесо, вот где собака зарыта. При резком открытии газа, вы физически увеличиваете нагрузку на заднее колесо, в результате центр тяжести смещается назад. Вы будто проседаете, потому что задние амортизаторы  принимают удар на себя. Отсюда и рождается сила для броска пилота в хайсайде. Выжимая передний тормоз, вы воздействуете на переднюю вилку, она сжимается от смещения центра тяжести.

Игра в баланс в момент движения, вот чем занимается каждый пилот без исключения. Инженеры проделали огромнейший труд, чтобы создать прекрасный и опасный предмет технического искусства, главным козырем которого является именно баланс. 

Смотрите также
вчера
15
3 минуты на прочтение
17 февраля
58
3 минуты на прочтение
16 февраля
70
3 минуты на прочтение
Комментарии
Пока нет комментариев