Например,  термобелье
Например,  термобелье
+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00
  • Главная
  • Блог
  • D3O —мифы и реальность. Откуда такая популярность?

D3O —мифы и реальность. Откуда такая популярность?

13 октября 2018
22183
5 минут на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

D3O сравнительно молодой элемент защиты, который уже завоевал любовь широкого круга людей, вне мотомира, как ни странно - тоже. Для мотоциклистов элементы защиты из дилатантной неньютоновской жидкости (не будем углубляться в дебри, хотя тема крайне интересная) стали известны примерно с 2009 года, когда на рынке экипировки они заняли буквально лидирующие позиции. В последствии проектирование защиты перешло даже в военные инновации.

Официально D3O является британской компанией, которая получила патент на свою продукцию в 2002 году.

Что же такое D3O?

- Что ты такое? - вопрошали мотоциклисты, когда встретили инновацию впервые.

Любопытно, что когда начинают разбираться в физических свойствах и возникает фраза про «жидкость», которая ну ни в какую не подчиняется законам Ньютона, некоторые люди на полном серьезе думают, что в качестве защитных вставок могут быть некие емкости с жидкостью! На самом же деле мы встречаем D3O в разном виде. В качестве защиты мы видим вспененную форму, которая обладает особой подвижностью, есть и более твердые разработки. Однако, я настолько стара, что помню D3O в мотомагазинах консистенции пасты в качестве демонстрации. Сейчас их тоже еще можно встретить, компания высылает ее своим официальным партнерам. Когда я стажировалась в одном достаточно известном в Москве мотомагазине, консультант, который знал о мотомире такие вещи, что кажется был подобен носителю тайного знания, доказывал покупателю, что D3O работает. Когда аргументы закончились, он просто достал из баночки рыжую пасту, скатал ее в шарик и обернул ею указательный палец. Затем вынул из-под стола молоток и с размаху ударил себя по пальцу в D3O. Покупатель, с глазами размера юбилейного рубля СССР, смотрел на это как на восьмое чудо света, а уже через пять минут, словно ребенок, тестировал пасту на себе.

В целом D3O относится к коллоидной полимерной системе, в составе которой без преувеличения секретный ингредиент, который одноименная компания не раскрывает широкой публике. Хотя допуск к технической литературе предоставляет спокойно.

Суть неньютоновского вещества в данном случае заключается в том, что при применении физической силы, D3O моментально затвердевает и за счет этого дополнительно рассеивает энергию удара на всю свою плоскость! Другими словами, прямая зависимость: чем больше скорость деформации, тем более вязкой и упругой становится структура вещества. После того, как давление на вещество прекратилось, оно снова становится податливым. Фокус в скорости и силе воздействия. Если вы будете менять положение защитной вставки медленно, постепенно, она послушно изменит свое положение. Однако, если изменение положения будет слишком быстрым и сильным, D3O начнет сопротивляться.

Отличительные свойства D3O:

  • Упругость
  • Эластичность
  • Прочность к ударной силе
  • Долговечность, возможность многократного гашения удара
  • Влагоустойчивость
  • Термоустойчивость
  • Удобство использования
  • Легкость конечного продукта

Какие эксперименты не поддерживает D3O?

Не поверите, но домашние инженеры-любители первым делом начали тестировать D3O на пуленепробиваемость! Признаюсь, я и сама задавалась двумя вопросами:

- Остановит ли D3O пулевой выстрел? - производитель говорит, что нет. Таких чудес они еще не добились, поэтому хватит изводить пульки из дедушкиного комода, положите воздушную винтовку обратно в чулан и прекратите портить хорошую защиту, которая не является бронежилетом.

- И что будет с D3O, если на него попадает бензин? - я ставила ставку, что от бензина защита D3O разбухнет. Производитель подтвердил мои догадки, говорит, в зависимости от вида материала D3O или разбухает, или не реагируют вовсе.

Относительно устойчивости к влаге и времени: D3O может выцветать. Поэтому если со временем оно уже не такое яркое как было — случается, производитель честно предупреждает о подобном варианте событий.

Влагу D3O впитывает неохотно.  Поэтому можете сильно не переживать из-за дождя или других водных преград на пути.

В любой непонятной ситуации производитель отправляет смотреть технические карты по виду D3O, которых внезапно уже 4:

  • SF — Set Foam очень гибкая и мягкая структура с высокой ударопрочностью.
  • SE — Set Elastomer упор на пониженные температуры, при этом сохраняются показатели гибкости и ударопрочности
  • FF — Formable Foam она же в категории “lite” облегченная повседневная версия
  • FE — Formable Elastomer комплексная разработка, которая нужна для создания комплекта с дополнительными функциями

D3O и скользячка

Огромную полемику вызывает поведение D3O в момент скользячки. Вы ведь чувствуете разницу между просто ударом от аварии и воздействием на истирание в момент, когда вас тащит по асфальту? С одной стороны, D3O сопротивляется любым резким применениям силы, будь то падение, столкновение или что-то рядом с этим. С другой стороны, когда вас тащит по дорожному покрытию, на вас оказывает давление уже другие силы, это не удар, а именно трение. А если верить в магию D3O, которая подчиняется деформации по принципу постепенного воздействия, то защитная вставка при истирании в скользячке, по идее, получает давление с практически равной силой, если положение пилота не меняется... и тут подключаются скептики (фас!).

- Если D3O работает при применении грубой силы, то в трении после падения оно мягкое и не защищает?

Производитель успокаивает, что дескать защитные вставки компании сертифицированы по всем статьям (СИЗ, EN162, 1 и 2 CE) и сверх того, а значит, соответствуют уровню безопасности даже в условиях повышенного трения.

Действительно много хороших отзывов среди тех, кто успел прилечь в скользячку и отделаться только седыми волосами при защите D3O. Я лично на себе не проверяла, так как мои аварии были пока что исключительно ударными, без скользяки.

В любом случае стоит учитывать, что первые и самые опасные травмы мотоциклисты получают именно от удара, а скользячка уже как так себе вишенка на без того нежелательном торте. Отсюда нехитрый вывод, что D3O безусловно шикарно зарекомендовало себя в мотоиндустрии. Оправдана ли популярность компании? Бесспорно! 

Оцените статью
9 оценок
Комментарии
Пока нет комментариев
без выходных пн-вс 11:00-21:00