8 (800) 555-24-78
8 (800) 555-24-78
Обратный звонок
профессиональная консультация
м. Авиамоторная, ТРК СпортЕХ
без выходных пн-вс 11:00-21:00
  • Бережно упакуем
    быстро отправим заказ
  • Лучшая консультация
    по мотоэкипировке
  • Актуальные цены
    и наличие товара
  • Возврат и обмен
    по любой причине
  • Гарантия и документы
    для страховой

ДТП с участием мотоциклиста: первая помощь, разбор ситуаций и полезные советы

11 октября 2016
920
12 минут на прочтение
Елена
На мотоцикле езжу с 2007 года. Семья инженеров-механиков предопределила мою любовь к автомототранспорту. С юности ездила по байк-фестам с братом, все больше втягиваясь в "двухколесный" мир. Первый мотоцикл купила на заработанные деньги, это был Honda VFR400R. И дальше - понеслось.

Поскольку я сама езжу на «Джиксере»,  являюсь аттестованным спасателем МЧС и заступаю на дежурства в одном из добровольных отрядов московского гарнизона, я из личного опыта и по согласованию со знакомыми спасателями и «скоропомощными» медиками решила выделить важные моменты работы на ДТП и оказания первой помощи. Это может быть актуально для каждого, кто выбирает мотоцикл в качестве транспорта.

МЧС на мотоцикле

Основные опасности, подстерегающие байкера на дороге:

  • мокрая дорожная разметка, заботливо уложенная дорожниками на сантиметр выше уровня асфальта;
  • мокрые рельсы и резиновые настил на пересечении с трамвайными путями;
  • щебень на дороге;
  • внезапно и без предупреждающих дорожных знаков появившаяся «срезка» - срезанный асфальт;
  • открытые крышки люков;

Статистика ДТП с участием мотоциклистов

По данным сообщества «МотоМосква», за сезон 2015 года произошло 5968 аварий с участием мотоциклов, из них:

  • 5497 аварий произошло с участием автомобиля и мотоцикла,
  • 108 аварий с участием мотоциклиста и пешехода,
  • 56 аварий – с участием двух мототранспортных средств.

Из подтвержденных пострадавших в ДТП с участием мотоцикла 11,5% случаев - с летальным исходом.

Что нужно помнить?

Как учил меня мой старший брат-мотоциклист: «Сестра! Выезжая на дорогу, помни: каждый хочет тебя убить». Вероятно, это правило байкеры позаимствовали у военных летчиков, но тот факт, что водители автомобилей зачастую нас не видят или замечают слишком поздно, должен всякий раз возвращать нас к осторожности и умению «думать за других» – т.е. прогнозировать намерения других водителей и чувствовать, когда вон тот вот коробочник вдруг решит перестроиться в пробке, прямо перед тобой. Это приходит с опытом. А вот новичкам, особенно чуть научившимся ездить и считающим себя уже достойной сменой Вале Росси в будущем, не стоит переоценивать свои возможности. Иногда из-за этой самоуверенности можно из седла попасть на больничную койку, где травматолог, только собравший одного «двухколесного», устало скажет: «Опять эти хрустики…».

Резину и мотоэкипировку выбирайте вдумчиво

На чем я бы не советовала экономить – так это на резине и на мотоэкипировке. Экип спасает жизни, и это факт. Один мой знакомый (катали в одной тусе) как-то перед ДТП на Горьковке купил себе новый комбез, топовый, с горбом. Хорошо влетел: комбез отработал. Другой знакомый, Лешка, отличился падением с моста в кювет. Ехали ребята, парочкой литровых спортов, и закусились они с ВАЗ-2110, который не хотел пускать байкеров. Начали с мимики и жестов, но потом водитель «десятки», десантник, оценил условия игры как боевые и бортанул мотоциклиста. Но, как говорится, «Бог не Тимошка – видит немножко», и, не рассчитав опасного маневра, водитель «десятки» десантировался следом. Леша не экономил на экипе: комбинезон, шлем «AGV» (не дешевый белорусский, а итальянский топовый), высокие мотоботы. Это его и спасло.

Шлем AGV после аварии

И меня не обошла стороной перспектива «разложиться» на мотоцикле: в районе Преображенки, 27 августа 2014 года, передо мной на пешеходном переходе в темное время суток выскочил велосипедист с «бананами» в ушах. Чтобы не получился «страйк», мне пришлось лихо оттормаживаться. Итогом стал «лоусайд», скользячка и моя поездка на «скоряке» с включенными проблесковыми маяками в лечебное учреждение. Перелом пястной кости, ушиб и рваная рана колена, которую мне зашивали медики. Велосипедист отделался легким испугом. А вот свой мотосезон я тогда закрыла.

пястная
Лена после ДТП

Если вы стали свидетелем мотоаварии. Советы МЧС

Никогда не знаешь, когда в твоей жизни возникнет ситуация, в которой придется кого-то спасать - если спасение жизней, конечно, не является твоей профессиональной обязанностью. И отправляясь в поездку на мотоцикле, особенно на дальняк, стоило бы захватить с собой аптечку с хотя бы минимальным набором жгутов, бинтов и медикаментов для подобных случаев.

Если при вас произошла авария с участием мотоциклиста, первое: оцените обстановку, не паникуйте – возможно, именно вам придется брать руководство спасением пострадавшего до приезда оперативных служб. Второе, обезопасить место происшествия и вызвать оперативные службы. Когда я училась на спасателя, нам говорили про три важных принципа: безопасность спасателя, безопасность пострадавшего и безопасность места происшествия. Нужно обязательно в первую очередь позаботиться об их соблюдении, чтобы не допустить вторичных опасных факторов: последующего загорания из-за контакта разлитого топлива с выпускным коллектором или брошенного окурка, повторного ДТП из-за плохого ограждения места происшествия и т.д.

Необходимо оградить пострадавших, выставив автомобили под углом к проезжей части (на расстоянии метров 5-7 от лежащего мотоцикла либо его пилота), включив на них аварийную сигнализацию, выставив заранее знаки аварийной остановки (особенно важно это в темное время суток или в условиях плохой видимости, перед закрытыми поворотами и т.д.). Для подстраховки нужно взять огнетушители: если произойдет загорание, они помогут оперативно его ликвидировать.

Оцените: кто вокруг будет вам помогать, а кто – мешать. Зевак лучше занять второстепенной работой, чтобы они не заняли себя сами съемкой ролика для «Ютуба» или хуже того – не пытались лишний раз «пострада» с переломом позвоночника трогать и переворачивать из разряда «Хотели как лучше». Зато в толпе могут быть медики, спасатели, военные, обученные оказывать первую помощь в условиях боевых действий, да и просто люди, что-то знающие о приемах оказания первой медицинской помощи.

Обеспечивать безопасность места ДТП и вызывать полицию, «скорую помощь» и при необходимости - другие экстренные службы лучше параллельно, т.к. чем быстрее поступит вызов, и бригада «скорой помощи» будет выслана на место ДТП, тем выше шансы у пострадавшего на спасение, особенно, если он относится к категории «тяжелых» - здесь счет времени может идти на минуты. В Московской области на ДТП обычно выезжают бригады «Медицины катастроф», специализирующиеся как раз на «тяжелых случаях».     

Первая медицинская помощь пострадавшим.

  • Оценив обстановку, позвонив в 112 и оградив место происшествия, переходим к оказанию первой медицинской помощи.
  • Если пилот в сознании, мы обязательно должны спросить, был ли с ним пассажиром еще кто-то. Возможно, «двоечку» отбросило в кусты, и она лежит там без сознания. Тогда у нас уже двое пострадавших и, соответственно, помощь нужна уже им обоим.
  • Снятие шлема. Снимать или не снимать шлем? Во-первых, во многом тут действия будут зависеть от региона, где произошло ДТП, быстроты прибытия бригады «скорой помощи» и удаленности от лечебного учреждения.
  • Снимаем шлем, если: пилот без сознания и отсутствуют признаки дыхания и сердечной деятельности (пульс) – в этом случае, грамотно сняв шлем, чтобы не навредить еще больше (помним про травмы шейного отдела позвоночника, возможный перелом основания черепа и т.д.), приступаем к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации (СЛР).

СЛР

Если есть пульс и дыхание, но пострадавший без сознания – СЛР не делаем, но постоянно контролируем его пульс и дыхание, т.к. в любой момент его состояние может ухудшиться. Ждем «скорую помощь».

Если есть пульс, но нет дыхания – делаем только искусственное дыхание.

Прием Сафара

Если пульса нет – приступаем к компрессиям грудной клетки. Важно как можно быстрее запустить сердце. «Качать» пострадавшего нужно, по правилам, до восстановления функций (в процессе СЛР контролируем, не возобновился ли пульс либо дыхание). По регламенту, СЛР выполняется так: 30 компрессий грудной клетки, затем 2 вдоха «рот в рот» (через салфетку, чтобы не контактировать со слизистой оболочкой пострадавшего во избежание инфицирования).

Проверяем проходимость дыхательных путей, осторожно запрокидываем голову, выдвигая челюсть вперед, чтобы вдыхаемый воздух проходил в легкие. Правильность искусственного дыхания будет заметна по поднятию грудной клетки.

Основные критерии состояния пострадавшего:

  • Пульс. Определяем на сонной артерии (в области шеи). Если отсутствует – делаем СЛР (30 компрессий + 2 вдоха)
  • Дыхание.  Определяем визуально, либо кладем руку в область грудной клетки (диафрагмы) и определяем дыхательные движения грудной клетки, либо подносим щеку ко рту пострадавшего. Если отсутствует – делаем искусственное дыхание. Следим за наличием пульса.
  • Сознание. Реагирует или не реагирует на внешние раздражители. Проверяем также реакцию зрачков на свет: если зрачок сужается, значит, пострадавший жив. Если отсутствует – контролируем пульс и дыхание.
В случае успешной СЛР прекращаем компрессии грудной клетки, но по-прежнему следим за дыханием и пульсом. Если пострадавший не реагирует, и состояние не улучшается, «качаем» в течение 30 минут либо до приезда «скорой». Важно научиться правильно расположить руки на груди пострадавшего. Нередко последствием выполнения СЛР являются сломанные ребра. Но иногда приходится выбирать между плохим и очень плохим вариантом: так вот, лучше сломать ребра, но спасти жизнь, чем в итоге потерять пострадавшего.

Техника снятия мотошлема с пострадавшего

Расстегиваем шлем, раздвигаем в стороны мягкую внутреннюю начинку (на примере интеграла), чтобы расширить пространство внутри шлема и начать его снятие с подбородка. Как учат медиков: 4 пальца завести под затылок, большой палец – в пространство между подбородком и внутренней начинкой шлема. Желательно, конечно, снимать шлем вдвоем. Один придерживает шею, второй снимает шлем. Медленными аккуратными движениями стаскиваем шлем с головы пострадавшего байкера. Если шлем  с первого раза не получилось снять, не надо мучать пострадавшего. Принцип «Не навреди» еще никто не отменял.

Техника снятия шлема

Остановка кровотечения

Важно помнить, что у пилота могут быть наружные и внутренние кровотечения, которые под экипировкой не сразу заметны. Это не значит, что нужно стаскивать с него экип – наоборот, это ни к чему. Но прощупать рукой под лежащим пилотом, осмотреть его как можно тщательнее, проверить наличие следов крови на одежде или под ним – важная мера. При пульсирующей, фонтанирующей струе крови нужно понимать, что повреждена артерия, и чтобы не допустить сильной кровопотери, необходимо остановить кровотечение наложением жгута выше места ранения, либо пальцевым прижатием – прижать артерию к кости, остановив кровоток.

жгут

При повреждении крупных артерий человеческого организма критическая потеря крови может произойти в течение минуты, и если не успеть остановить кровотечение, человек погибнет.

Вопрос фельдшеру: сложные случаи 

Если мотоциклом придавило пилота, мы должны освободить его, убедившись, что кусок металла, подножка и т.д. не воткнулась в пострадавшего. «А вдруг вынем подножку, и кровь польет ручьем?» - возникла у меня первая мысль. И я решила проконсультироваться по этому вопросу со своей знакомой, фельдшером московской «скорой помощи» Алиной Дворецкой.

Алинка

- По идее, подножка – металлический штырь. Он может войти в мягкие ткани и особо сильно ничего не повредить, а может – наоборот. Вообще-то  инородные тела из раны доставать нельзя, но если ДТП произошло где-то в Усть-Зажопинске, тут характер оказания первой медицинской помощи будет отличаться от ситуации в той же Москве, где «скорая» приедет через 4 минуты.


- Алин, ну, а если все же лежит пилот, на нем лежит двухсоткилограммовый байк, подножка вошла в ногу, а отпилить или открутить эту подножку, чтобы оставить ее в ране, не представляется возможным, что делать?

- Накладываем жгут выше раны, затем вкалываем обезболивающее, спазмалгон в ампуле (дозировка приблизительно 1 ампула на одного взрослого человека, колоть в руку или любую доступную свободную конечность, желательно попасть в вену, можно в мышцы бедра или плеча), затем дружно поднимаем мотоцикл, освобождая от него пострадавшего.

Фиксируем время наложения жгута. Зимой жгут накладываем на час, а вот в летнее время – примерно на 30 минут, но не более, чем на 45 минут. Можно написать время наложения жгута у пострадавшего на лбу, чтобы не потерять бумажку со временем наложения. Жгут всегда накладываем через тряпочку либо на одежду, но никак не на голую конечность.

Если экипировка нам мешает, режем ножницами (или ножом, аккуратно), одежду, чтобы обеспечить доступ к ране.

Поливаем рану перекисью, накладываем чистую салфетку и фиксируем бинтом, при пропитывании кровью бинт не меняем на новый, а мотаем сверху (чтобы потом можно было оценить объем кровопотери).

Если кровотечение продолжается, то: жгут оставляем, а полость раны по возможности заполняем тампонами из бинта, обильно смоченного перекисью. Чистая повязка. Криопакет либо холод на рану. Жгут сдвигаем в сторону раны на 1,5 см. Ждем «скорую помощь».

Если мы остановили кровотечение, то осматриваем конечность на наличие переломов и иных менее серьезных повреждений.

Что положить в аптечку, собираясь на дальняк

Мотоцикл на заправке
Оказывающий первую помощь должен помнить, что давая таблетки или вводя препараты спасаемому, он рискует. Как спасателей нас учат вообще не давать никаких препаратов. А вдруг у «пострада» аллергия, а ты не медик, и тебя потом засудят. Но для тех, кто все же задается вопросом, что положить в аптечку перед поездкой на дальняк, мы с фельдшером Алиной подготовили следующий список.
Алина на скорой

Бинты: 
  • 5шт "больших" 7х14
  • 10шт "маленьких" 5+10
  • Марлевые салфетки 5 упаковок
  • Перекись 3-4 флакона (идеально, если в пластике)
  • Жгут резиновый (можно купить упаковку одноразовых)
  • Пластырь катушечкой типа микропор
  • Пластырь обычный
  • Шприцы 20 не менее 5 штук
  • Спазмалгон в ампулах ( в стандартной упаковке их пять)
  • Спиртовые салфетки упаковку либо 50/100 штук
  • Физраствор в пластиковых ампулах по 10 мл для разведения спазмалгона для введения в вену
  • Криопакеты 10-15 штук


Если влезет в кофр:
  • набор транспортных шин;
  • шейный воротник;


Пригодится в аптечке также:

  • Противоаллергенные (в случае аллергии в пути, укуса осы, отека Квинке, аллергической реакции на лекарства): преднизолон, 3 ампулы. Колоть либо 3 ампулы в мышцу, либо 3 ампулы развести с 1 ампулой физраствора (10мл) – в вену.

    

Обезболивающие препараты, варианты на выбор

Баралгин для инъекций (он же спазмалгон, под другим торговым названием) – малоаллергенный, продается без рецепта. Баралгин в вену заменяет собой по эффекту наркотический анальгетик. Кеторол в наше время чаще продается по рецепту. Диклофенак, найз, вольтарен, спазмалгон – ампулы для инъекций.

В укладке «скорой помощи» на такие случаи предусмотрены: анальгин, кеторол, дротаверин (в случае болей в животе), спазмалин , а также рецептурный трамадол и наркотические анальгетики.

Но нужно помнить, что, не будучи медиком, введением лекарственных средств можно навредить. Поэтому относиться к данному вопросу надо с осторожностью.

МЧС.jpg

Подытоживая сказанное

Как говорили мне опытные спасатели, не бывает двух одинаковых ДТП. Поэтому на дороге может случиться всякое, и многое будет зависеть от грамотной и логически обоснованной оценки ситуации. И если вы – мотопутешественник, любите дальние поездки и быструю езду, то лучше было бы пройти подготовку как минимум на курсах первой помощи, притом в последующем повторять и закреплять материал, пусть даже в теории. Но еще нужно помнить о том, что здравый смысл, грамотное и аккуратное вождение мотоцикла, забота о техническом состоянии своего коня и железное правило даже в соседний магазин ездить в фулл-экипе – гарантии вашей безопасности за рулем мототранспортного средства.

Оцените статью
Смотрите также
вчера
6
3 минуты на прочтение
17 февраля
56
3 минуты на прочтение
16 февраля
67
3 минуты на прочтение
Комментарии
Пока нет комментариев