+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00

Масса мотоцикла — какой она может быть?

16 февраля 2018
11713
3 минуты на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Говоря о массе мотоцикла, мы можем подразумевать разные показатели. Самым распространенным будет понятие «сухой» массы, о которой говорят чаще всего и ее указывают в технических картах - вес мотоцикла без технических жидкостей. Но кроме нее существуют и другие понятия массы мотоцикла. Кто-то рассматривает вес мотоцикла с нагрузкой и без нее. Например, если вы любитель дальних путешествий, то показатель массы мотоцикла в полном снаряжении - с бардачками, сумками и другими фентиефлисовыми дополнениями для вас будет очень важным.

Инженеры и конструкторы разделяют массу мотоцикла на иные показатели: массу подресорную и неподрессорную.

Зачем вам об этом знать?

Во-первых, от распределения массы на мотоцикле зависит его баланс и поведение на дороге. Во-вторых, именно соотношение масс подрессорных и неподрессорных позволяет моделировать характеристики плавности хода мотоцикла. А это значит, что если вы планируете внести изменения в конструкцию, то нужно понимать, как это повлияет на распределение данных сил.

Что это за массы?

Итак, к подрессорным массам относится все, что находится над поверхностью дороги и опирается на амортизацию, грубо - узлы, находящиеся внутри рамы и прилегающие к ней (двигатель, кпп, топливная система), все, что опирается на подвеску так или иначе, будут считаться подрессорными.

Неподрессорными частями считаются узлы, имеющие прямое соприкосновение с дорогой до элемента амортизации: колеса, шины, тормозные диски. Если вы представите конструкцию мотоцикла в движении по ухабистой поверхности, то заметите, что колесная база до подвески реагирует иначе, нежели остальная часть, до которой вибрации доходят после амортизатора в сглаженном виде, потому что масса подрессорная сама по себе уравновешивает, если хотите — компенсирует ту силу, которая действует на колеса в момент езды по неровностям.

На пальцах: вы едете, колесо проваливается в яму, из-за чего его потом подкидывает вверх. Если масса, опирающаяся на подвеску слишком легка, то она не может выдержать такой вибрации и подпрыгивает вверх уже не только колесо, но и вы вместе с мотоциклом. Как результат, вы теряете пятно контакта, а через пару секунд или лежите на песке, или ловите руль в воблинге. Подвеска не может проглотить полностью толчки и вибрации, она лишь сглаживает их, чтобы остальная масса смогла справиться с ней.

Все еще сложно осознать? Хорошо, давайте так: вспомните, как вам ездилось в детстве на велосипеде, когда давление в колесах было на максимум и страшно, что шины вот-вот лопнут? Прыгаешь по кочкам, как на «кузнечике», потому что колесо упругое до такой степени, что ваша скромная вилка вообще неспособна что-либо сделать, а колесо подбрасывает вас вверх, потому что кроме вашего собственного веса гасить толчок больше нечем.

Так вот, в мотоциклах вес частей, опирающихся на подвеску борется с остатками вибраций. Отсюда логичный вывод по улучшению плавности хода и управляемости мотоциклом: мы или увеличиваем подрессорную массу, или уменьшаем неподрессорную. Нагружать мотоцикл чревато, тем более от этого страдают удобство в поворотах, скорость разгона и торможения. Самым простым способом будет работа с колесной базой. Не секрет, что тяжелые колеса, может быть и смотрятся впечатляюще, но неповоротливы, а главное потребуют больших усилий для изменения их скорости вращения. Больше масса — мощнее тормоза со всеми вытекающими обстоятельствами.

Выход из ситуации — облегченные диски, покрышки.

Поэтому, победоносный секрет эндуристов - залог выигрыша в заезде не в мощности двигателя, а в правильной настройке подвески и в общей массе, актуален в городских трущобах не меньше, чем на грязевых трассах, так как управляемость достигается правильным соотношением масс в конструкции мотоцикла.

Оцените статью
5 оценок
Комментарии
Пока нет комментариев
без выходных пн-вс 11:00-21:00