8 (800) 555-24-78
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. 5-я Кабельная, д. 2
без выходных пн-вс 11:00-21:00

Фигурное вождение или что такое мотоджимхана?

29 июня
489
6 минут на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Относительно мотоджимханы мнения довольно разные, а многие даже не слышали об этом. Однако, когда говоришь «фигурное вождение», в глазах собеседника появляется огонек понимания, логика и ассоциативный ряд подключаются к делу. Так что же такое мотоджимхана и чем она интересна мотоциклистам?

Мотоджимхана это

Есть несколько мнений относительно возникновения мотоджимханы. Официальная версия, что спорт был организован в Японии еще в 70х годах, как направление, которое открыто всем мотоциклистам и не требует технических сложностей по организации площадки, кроме ее разумного последовательного маршрута, выставленного конусами.

По альтернативной версии считается, что мотоджимхана выросла в любительский спорт из простых дворовых увлечений по типу «смотри, как я могу» и из желания мотоциклистов виртуозно управлять мотоциклом. При этом понятно, что базовые упражнения пришли из мотошкол. Когда мотоциклисты приноровились к выполнению упражнений, начал появляться спортивный интерес — кто быстрее и точнее маневрирует. Альтернативы связаны с тем, что интерес мотоциклистов к выполнению упражнений на скорость не был точечно связан только с Японией. Люди в других странах тоже обращали внимание на идею соревноваться в умениях владения байком.

По итогу мотоджимхана складывается из того, что нужно преодолеть маршрут с упражнениями на ловкость управления мотоциклом за максимально короткий срок, технически грамотно, без касаний ногами земли, без опрокидывания конусов и без падений разумеется.

Правила в мотоджимхане у разных стран отличаются, поэтому возникают сложности с разного вида соревнованиями и возможно даже это является одной из тормозящих ее развитие причин.

Правила по смыслу сводятся к тому, что имеется специализированная площадка, асфальтированная, на которой конусами выставляется полоса препятствий. Упражнение обозначается еще и цветом конуса. Вот здесь чаще всего основные расхождения. Например, синий конус обозначает левый поворот, а красный — правый, при этом полосы на конусах могут указывать насколько острым должен быть поворот или сколько раз вокруг конуса нужно развернуться. Оранжевыми конусами традиционно обозначают границы полосы. Мотоциклисту разрешают пройти трассу пешком и дают дважды пройти ее на время, чтобы лучший результат пошел в зачет.

Мотоджимхану советуют начинающим мотоциклистам, для отработки навыков и понимания управления мотоциклом, а так же ее выбирают для продвинутого уровня в мотошколах. Сей факт не отменяет участия в мотоджимхане опытных мотоциклистов, которые пытаются пройти трассу, чтобы проверить или даже подразнить себя.

Что нужно для участия?

Мотоцикл+экипировка+терпение и труд. Мотоциклы, как правило, максимально простые городские модели. Загонять на площадку в лес из конусов Kawasaki H2R или баржу Gold Wing идея, честно говоря, так себе. Хотя это не запрещает участие на круизерах или спортбайках. Просто пройти трассу на «отлично» гораздо больше шансов на коротких и юрких мотоциклах, которые спокойно переносят езду на низких передачах.

Подготовка мотоцикла также ложится на плечи участника.

Экипировка нужна обязательно. Кто-то сейчас скажет, мол:

- Да зачем им экип, эти ребята дальше второй передачи редко ездят!

Это не значит, что они не падают! Падение всегда неприятно и травму можно получить на любой скорости. Поэтому хотя бы минимальный набор защиты обязан быть, не только шлем с перчатками, а еще и наколенники с черпахой. Если все еще кажется, что мотоджимхана лайтовый вид спорта для любителей, в котором падения подобны падениям на на мягкую травку с розового пони, вот наглядный пример:

В чем польза мотоджимханы?

Наверное, только в России еще есть люди, которые уверены, что мотоджимхана не пригодится мотоциклисту в городе. Да, на удивление есть вполне устойчивый круг, логика которого звучит следующим образом:

  • Это предсказуемая трасса, пилот заранее знает где какие повороты, поэтому не надо думать;
  • Это обособленная трасса, здесь никто неожиданно не въедет в тебя с левого бока с криками "я его не видел!" и не выбежит из кустов ребенок за футбольным мячиком;
  • Упражнения, которые они выполняют на площадке обычно не применяются в городе в том виде, как они есть;

Относительно предсказуемости трассы, это конечно верно, вот только количество упражнений таково, что выучить ее полностью крайне сложно. Система с цветными конусами нужна для того, чтобы указывать мотоциклисту, как правильно нужно выполнить задание. По сути, правильное выполнение подразумевает не потуги вспомнить какой конус идет за каким, а точное выполнение упражнения по знакам. Мотоциклист видит конус, знает, что он обозначает и выполняет задание, уже предполагая куда поедет дальше, видит там другой конус и понимает, что его ждет. То есть в движении, это как езда по ситуации. Вы же когда на работу едете, знаете маршрут, знаете, какие там знаки стоят и светофор, но выполняете предписание только тогда, когда попадаете под действие знака или светофора. Так и здесь — ситуативность.

Вот с утверждением про непредвиденные случаи нужно согласиться. В мотоджимхане вас не подрежут и не снесет какая-нибудь «газель». А значит, внимательность к тому, что происходит вокруг, придется тренировать где-то еще.

Мнение, что упражнения не применить в городе. Спорно. Во-первых, мотоджимхана все равно во многом позиционируется как продвинутый уровень, за что активно внедряется в крупных мотошколах. Во-вторых, управление мотоциклом зависит от характера езды мотоциклиста и ситуации. По такой логике, не должно быть на дорогах общего пользования мотоциклистов, которые ездят как на мототреке. Не должно быть и стантрайдеров, которые показывают свои умения в потоке, выбешивая тем самым унылых автомобилистов.

То есть, если мотоциклист имеет определенный навык, он всегда найдет возможность, его применить — было бы желание. Тем более, что учебные площадки учат не шаблону поведения, а помогают в отработке навыка. Другой вопрос, нужен ли он в данный момент, оправдан ли такой стиль вождения, насколько уверенность мотоциклиста в выполнении приема сопоставима с дорожной ситуацией?

Польза мотоджимханы в том, что мотоциклист учится чувствовать и понимать основные принципы управления мотоцикла, его равновесие и габариты. Это сейчас многим кажется, подумаешь, вокруг шашечки кататься, велика сложность. А вы вспомните, как в первый раз сели на мотоцикл? Сразу получилось шашки объезжать, чтоб не сбить? В мотошколе мой мотоцикл для учебы был китайским полу чоппером. Я смотрела на его длину, потом на упражнение «восьмерка», потом снова на его длину... В первый день казалось, что они не созданы друг для друга и это просто шутка инструктора. А оказалось, что просто нужно было только поднастроить холостой ход, понять точку входа и выхода из упражнения, чтобы сделать его идеально.

"Как длина мотоцикла влияет на его управляемость?"

Я же не могу сказать на экзамене инспектору ГАИ, что не буду делать упражнение "восьмерка", потому что в жизни на дороге я его не собираюсь повторять. Упражнение дано, чтобы проверить навык и все.

Плюсы мотоджимханы не в том, чтобы ученик мог сколько угодно долго ездить «змейкой», а в том, чтобы грамотно маневрировать в ограниченных условиях. Это сейчас он шашечку собьет и ничего не будет, кроме штрафных секунд. А завтра он объедет пешехода, которого не видел или собаку, которая выбежала на дорогу и сделает это почти бессознательно, потому что объезжал шашечки до посинения, чтобы довести до автоматизма работу рычагами и тормозами, вместо судорожных подергиваний из-за ступора. 

Мотоджимхана научит мотоциклиста падать. А еще не бояться падений, вставать, поднимать мотоцикл, плакать над побитым пластиком. 

"Защитные дуги, клетки безопасности и слайдеры на мотоцикле"

"Реанимация треснувшего мотопластика"

В любом случае, если есть желание попробовать что-то новое и не особо опасное, то мотоджимхана достойный вариант. Позаботьтесь о защите себя и своего мотоцикла, чтобы не пожалеть о решении и в путь, к новым открытиям!

"Мотоджимхана - новое увлечение мотолюбителей. Адреса площадок"

Смотрите также
15 июля
38
6 минут на прочтение
9 июля
134
3 минуты на прочтение
23 июня
740
4 минуты на прочтение
Комментарии
Пока нет комментариев